ФАС ожидает увеличения количества дел по картельным сговорам

Федеральная антимонопольная служба России подвела итоги работы по борьбе с картелями. Результаты действующей программы ФАС, освобождающей от ответственности компании, добровольно заявивших о заключении антиконкурентных соглашений, весьма впечатляющие: за год "амнистией" воспользовалось около 500 предприятий. Среди них - крупнейшие финансовые организации, ведущие производители продуктов питания, крупные торговые сети, лидеры рынка телекоммуникаций, а также региональные нефтяные компании, хлебозаводы нескольких областей, предприятия деревообрабатывающей промышленности, производители контрольно-кассовой техники.

И если ранее программа освобождения от ответственности распространялась на все компании, участвующие в сговоре, то со вступлением в силу поправок в статью 178 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в августе 2009 года от ответственности будет освобождаться только первая компания, обратившаяся в ФАС РФ. Остальным участникам картеля грозят "оборотные штрафы", а с конца октября - и уголовная ответственность.

В ближайшее время ФАС ожидает увеличения количества дел по картельным сговорам. По словам начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Александра Кинева, в первом полугодии 2009-го возбуждено уже порядка 180 дел, и вполне вероятно, что до конца года число дел по фактам соглашений с участием органов власти возрастет в два раза.

В целом эксперты дают очень высокую оценку действиям ФАС по борьбе с картелями. Изменения в российском законодательстве гармонизированы с европейскими нормами, где уже давно присутствуют жесткие санкции вплоть до уголовной ответственности за картельный сговор, говорит Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Юристы отмечают, что программа положительно влияет на развитие конкурентной среды в России. Компании предпочитают добровольно сознаться ФАС в своем участии в картельном сговоре, чем получить "оборотный" штраф за такое нарушение, комментирует ситуацию руководитель группы по антимонопольному регулированию юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Елена Соколовская.

Однако, по мнению Кирилла Чоракаева, заместителя начальника отдела юридической фирмы "Частное право", данные антимонопольщиков не совсем объективно отражают всю картину реального положения дел в борьбе с картелями. "Озвученные цифры о 500 компаниях, с одной стороны, немалые, - говорит эксперт. - Однако "сдавая" других участников картеля, хозяйствующие субъекты зачастую пользовались программой освобождения от ответственности не по своей воле, а только после того как их сговор был раскрыт антимонопольными органами. То есть, после раскрытия картеля все его участники подавали ходатайства в ФАС с просьбой освободить их от административной ответственности. И ФАС освобождала, после чего привлекать было уже некого". Стоит также учитывать, что большинство "сдавшихся", как замечает юрист, - это участники рынка банковских и страховых услуг, которым в силу более серьёзного контроля, сложно утаить свои соглашения.

Картельные сговоры - это самые опасные и трудно доказуемые нарушения антимонопольного законодательства как в России, так и в зарубежных странах, говорит Елена Соколовская. По словам эксперта, большинство дел, расследуемых ФАС России, возбуждено в отношении органов власти различных уровней за антиконкурентные действия и крупных компаний, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке. B общей массе дел, которые сегодня возбуждаются и рассматриваются антимонопольной службой и её территориальными органами, дел о картельных сговорах не так много.

Довольно активно в последнее время ФАС возбуждает дела в отношении нефтяных компаний, которые привлекаются к административной ответственности по факту сговора и установления монопольно высоких цен, в том числе на автомобильное топливо, приводит пример г-н Чоракаев: "Достаточно вспомнить штрафы, наложенные в конце 2008 года на "ТНК-ВР" и "Газпром нефть", которые составили в совокупности более 2 млрд рублей. Однако на практике такая борьба не слишком эффективна, так как совершенно очевидно, что цена на данный вид топлива практически не снижается. Отчасти это объясняется тем, что принятое антимонопольной службой решение становится предметом длительных судебных разбирательств в различных инстанциях, при этом крупные компании использует серьёзную юридическую поддержку".

Судебная практика по привлечению к ответственности за картельный сговор в нашей стране еще только формируется, считают специалисты. В действующем законодательстве за картельный сговор предусмотрена ответственность в виде предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и наложения административного штрафа, добавляет г-жа Смольская. Участие в картельном сговоре может повлечь наложение штрафа от 20 000 до 50 000 рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет для должностных лиц; от 1% до 15% суммы выручки (но не менее 100 000 рублей) - для юридических лиц (статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В настоящее время предписания и постановления о наложении "оборотных" штрафов, вынесенные антимонопольным органом, как правило, обжалуются в судах, говорит эксперт.

Вообще, по словам экспертов, картельный сговор очень сложно доказать, ведь его участники не фиксируют свои антиконкурентные договоренности в письменном виде в форме какого-либо документа. Результативность регулярно обновляемой 178-ой статьи, касающейся ответственности участников сговора, будет зависеть от того, насколько юридически грамотными окажутся новые нормы. Но Алексей Шестоперов не исключает, что государство может использовать законодательные нововведения и как дополнительный рычаг давления на бизнес. "Не хотелось бы, чтобы у власти появилась новая кнопка, в результате нажатия которой масса компаний исчезнет с рынка", - заключает эксперт.