Купоны раздражают чиновников

Роспотребнадзор предупредил любителей скидочных сервисов о рисках

Управление Роспотребнадзора по Москве попросило горожан быть осторожными при покупке скидочных купонов через интернет. В ведомстве предупреждают, что срок действия купона не бесконечен, клиенты все чаще не могут получить купленную по нему услугу в срок. На возврат средств в таком случае рассчитывать не стоит.

 В пресс-службе Роспотребнадзора «МН» пояснили, что за последнее время выросло количество жалоб покупателей на скидочные сервисы. Именно это и стало поводом к публикации предупреждения. Скидочные сервисы продают не сам товар или услугу, а купон на их приобретение. «Срок действия купона истекает, а непосредственный продавец товара сообщает потребителю об отсутствии активации купона и факта регистрации на сайте продавца товара или услуги. В таком случае получить оплаченный товар или вернуть деньги не представляется возможным», — говорится в сообщении.

Руководитель отдела юридической фирмы «Частное право» Наталья Бокова, занимающаяся защитой прав потребителей, подтверждает, что по закону скидочные сервисы не являются конечным продавцом, поэтому в большинстве случаев с них невозможно стребовать компенсацию или возврат средств. При этом такой сервис действительно не нарушает закон и не является мошенником. Все зависит от того, что в каждом случае считать товаром, какие условия его приобретения описаны в соглашении, добавляет она, советуя внимательно читать условия покупки.

Директор PR-службы сети ресторанов Ginza Project Андрей Федорин также отмечает, что пользователям нужно внимательнее читать условия акций. По его мнению, большинство предложений только звучат красиво, а на деле предоставляют очень ограниченные возможности клиентам и заставляют тратить их еще больше. Например, скидки на кальяны в дневное время: сам кальян в таком случае не стоит почти ничего, но клиенты оставляют в заведении деньги, покупая еду и напитки. По словам Федорина, скидочные сервисы — хороший инструмент маркетинга, которым пользуются многие заведения, причем чаще сетевые. «В единичных ресторанах посетители с купонами создают ненужный ажиотаж, мешая постоянным посетителям, и не возвращаются снова», — добавляет он.

В соцсети «Вконтакте» недовольные потребители купонных услуг создали отдельную группу «Антикупон», в которой делятся советами, как избежать «попадания на деньги». Большинство клиентов отмечают, что купоны очень полезны, если ты хочешь воспользоваться косметической услугой или поиграть в боулинг. Но покупать сертификат на бытовую технику или путешествие уже опасно: можно не увидеть ни денег, ни товара. Не всем нравится и зависимость от сроков. Москвичка Дарья Истратова часто пользовалась купонными сервисами: покупала скидки на косметические процедуры, а потом решила купить сертификат на ужин. Воспользоваться им так и не удалось. «Из-за большого ажиотажа попасть в ресторан оказалось невозможно. В результате купон «сгорел»,  и я навсегда отказалась от идеи ужинать со скидкой. К тому же представители заведения относились к нам крайне невежливо», — рассказывает она «МН».

Яркий пример некорректного поведения купонных сервисов — нашумевшая акция от компании Bigbuzzy по продаже официально ввезенных iPhone 4S со скидкой 51%: аппарат предлагалось купить за 19,9 тыс., тогда как у официальных поставщиков он стоил 43,199 тыс. руб. Клиент должен был сразу оплатить почти 20 тыс. руб. и получить купон. Его можно было обменять на iPhone 4S. Предложением, по данным Bigbuzzy, воспользовались почти 7,5 тыс. человек, но до сих пор не все получили свои телефоны, хотя первоначально раздача смартфонов должна была состояться 25 ноября 2011 года. Такие случаи способны подорвать доверие клиентов к большинству скидочных сервисов.

В компаниях по продаже скидок с предостережениями Роспотребнадзора не согласны. Аюна Анджукаева, пресс-секретарь российской «дочки» мирового лидера по продаже скидок — компании Groupon, считает, что на рынке появилось большое количество клонов, которые недобросовестно выполняют работу. Но это не значит, что другие сервисы не заботятся о клиентах. «Мы проводим огромное количество акций. Ситуации, когда поставщик не может обеспечить обещанное качество, бывают, правда, редко. В таких случаях мы готовы разделить ответственность партнера и проявляем полную открытость к пользователям. Groupon максимально быстро производит возврат потраченных средств по первому обоснованному требованию», — комментирует она. При этом в Groupon заявили, что покупатели заранее знают, что срок купонов ограничен, поскольку это прописано в договоре.

Татьяна Цветкова, директор по развитию компании Fast Lane Ventures, развивающей интернет-компании в секторе электронной коммерции, считает, что заявление Роспотребнадзора на руку «чистым» компаниям, которые и так соблюдают права потребителей. А страх покупки у недобросовестного продавца повернет любителей скидок к известным и надежным сервисам. «Купонные бизнесы, которые входят в топ-10 и дорожат свой репутацией, возвращают деньги клиенту, если услуга или товар не были получены покупателем по вине поставщика в срок, указанный в условиях акции», — уверяет она.

Перейти к оригиналу статьи