Патриоты поневоле

Чиновников обяжут владеть активами только на Родине?

Сколько уже было сказано и написано о том, что в России воруют, что коррупция мешает развитию страны. Не только в нашей действительности, но и за десятки, а то и сотни лет до этого и вне зависимости от политической системы и цвета флага. Появляются инициативы, хорошие или плохие, но каких-то кардинальных изменений все равно не происходит.

И вот снова очередное предложение, теперь уже от не так давно образовавшегося Общероссийского народного фронта. А конкретно от членов фракции "Единая Россия" Вячеслава Лысакова и Валерия Трапезникова. Перед тем как разобраться с новым законопроектом, стоит сказать, что чуть ранее депутаты Сергей Железняк и Илья Пономарев внесли в Госдуму немного иное предложение, которое предусматривает публикацию информации в интернете о наличии у государственных служащих иностранной собственности и счетов − за искажение или уклонение от обнародования данных депутаты предложили вводить уголовную ответственность.

Законопроект Лысакова и Трапезникова отличается гораздо большей "суровостью". Они предлагают запретить всем госслужащим, от муниципальных депутатов и до чиновников федерального уровня, иметь зарубежную собственность и банковские счета. При этом распространяться запрет будет и на супругов, и на несовершеннолетних детей. Скорее всего проект претерпит значительные изменения, ведь ему надо пройти "крещение" Государственной Думы, Совета Федерации и т.д. Но инициатива понятна и, честно говоря, неожиданно удивляет своей строгостью, что, безусловно, плюс. Наказывать, кстати, тоже планируют серьезно: от штрафа в размере от 5 до 10 миллионов рублей до лишения свободы сроком на 5 лет.

− Предложение само по себе достаточно радикальное. Мы считаем, что в отношении силовиков, государственных служащих и лиц, представляющих государственную власть, должны действовать жесткие меры ограничений и запретов, − рассказал Вячеслав Лысаков. − Это важно прежде всего не для нынешней волны госслужащих, а для следующих поколений. Сложилось не лишенное оснований мнение, что если ты пришел во власть, то у тебя появляется масса рычагов для личного обогащения.

Есть, правда, и несколько "но" в предлагаемых законопроектах.

− Исключения два: открытие счетов в том случае, если человек выполняет свои профессиональные служебные обязанности, скажем, в командировке находится. А второе − получение медицинских и образовательных услуг. Здесь законопроект позволяет открывать денежный счет, − отметил Лысаков.

Сложно поспорить с тем, что попадание в когорту "избранных" давно стало способом улучшения своих жизненных условий. Да и не своих, к слову, тоже. По словам Вячеслава Николаевича, круг родственников госслужащего, которые не могут обладать счетами и активами за рубежом, может быть расширен чуть ли не до седьмого колена. Но это все будет решаться уже на думских чтениях, когда в проект станут вноситься всяческие поправки и добавления.

Однако есть и совершенно противоположное мнение по законопроекту. Так, эксперт юридической фирмы "Частное право" Рустам Маметов заявил "МП", что основная идея проекта  − это создание инструмента по борьбе с воровством чиновников на завершающей стадии.

− Законопроект не представляет собой ничего нового, а тем более революционного, − пояснил юрист. − Его принятие принципиально не расширит возможности общественного контроля за чиновниками. А поскольку это так, то никаких "революционных" последствий в плане повышения эффективности управления или прекращения чиновного беспредела представленным проектом даже не предполагается.

Критически смотрит на новый законопроект и генеральный директор агентства недвижимости Penny Lane Realty Георгий Дзагуров:

− Сама идея выглядит не только антиконституционной, но и утопичной. У чиновников широкий круг родственников и доверенных лиц, чьи права ущемлять вообще странно. Более того, владеть собственностью можно и через юридическое лицо офшорной компании, которое может выпустить акции или облигации на предъявителя, что не дает возможности определить реального владельца. Есть и такие формы предприятий, при которых миноритарий (акционер компании, доля акций которого незначительна, для того чтобы провести решение в собственных интересах) по сути является единоличным управляющим и лицом, принимающим решение. Дальше. Отделения "private banking" бесчисленных финансовых институтов мира с распростертыми объятиями примут хлопоты о таких витиеватых схемах оформления на себя за разумную оплату. Полагаю, что функционеры во избежание излишней лояльности к налоговым органам России скорее даже будут пользоваться услугами тех, кто в нашей стране не работает, то есть не подвержен возможному давлению. В общем, победить все законодательства мира в этой сфере никакая Госдума не способна.

− Кроме того, − продолжает Дзагуров, − у нас уже есть законы, требующие от россиян информировать власть и фискальные органы об открытии счетов за границей. Никаким иным способом (типа "чемоданом") заплатить деньги за приобретаемую недвижимость за границей попросту не удастся. То есть те, кто реально приобретает на себя, уже, очевидно, об этом открыто заявили, ни от кого своей собственности не скрывают. Получается, что предлагаемый закон будет работать против открытых и честных сограждан, то есть еще раз убедит соотечественников, что открытость у нас не в почете. И потом, что должен делать депутат, если его родственники оставили ему в наследство дом в Крыму? Продавать немедленно и с потерями, несмотря на разумное желание подождать роста цен или лучшей ситуации на рынке региона? В таком случае Родина не только во вред уважаемым согражданам будет действовать, но и напрямую себе во вред, сокращая потенциальные налоговые поступления.

Здесь следует сделать коротенькое отступление и напомнить читателям, что есть такая замечательная 20-я статья Конвенции ООН о противодействии коррупции. Говорится в ней о незаконном обогащении "публичного должностного лица". Многим, наверное, известно, что подписав всю конвенцию, Россия не ратифицировала только эту статью. Логичным выглядит предположение, что для начала борьбы с всепожирающей коррупцией следовало бы утвердить этот пункт. Как считает Вячеслав Лысаков, принятие законопроекта может подтолкнуть к более конструктивному обсуждению 20-й статьи Конвенции.

− Я не думаю, что наложено какое-то вето на реализацию этого международного принципа по борьбе с коррупцией. Надеюсь, что в ближайшее время РФ поставит точку в этом вопросе, преград особых я не вижу. Тем более, если наш законопроект пройдет (оцениваю его шансы как 50 на 50), то это будет определенным сигналом к ратификации 20-й статьи.

Важным вопросом, естественно, остается судьба тех, кто уже "хапнул", уж простите мне такой сленг, но из песни слова не выкинешь. Так вот, что делать с такими деятелями, пока неизвестно. Есть вариант с амнистией, при которой зарубежные активы могут быть добровольно возвращены в российскую экономику, но это только на уровне предложений. Так что о наказаниях насчет уже поимевших свой кусок пирога чиновников ничего неизвестно, и не факт, что будет известно вообще.

А тех государственных деятелей, кто приобрел зарубежные активы честно и задекларировал их, будет ждать непростой выбор между, например, недвижимостью за границей или государственной должностью.

− Необходимо будет сделать шаг либо в одну, либо в другую сторону. Оставить за собой домик где-нибудь в Испании или Франции, и тогда оставить должность госслужащего, − пояснили законотворцы. − Мы даем выбор человеку, к стенке не припираем. Хочешь выполнять свои обязанности − подчиняйся закону.

Интересной представляется и моральная сторона вопроса. Не в том смысле, плохо или хорошо воровать, а в том, что запрос на честность давно уже созрел в обществе. При этом давайте будем справедливы, воровство и коррупция присутствуют практически во всех его слоях. Но для того, чтобы искоренить его совсем, люди, находящиеся во главе государства, должны на своем собственном примере демонстрировать честность и лояльность закону.

− Нам надо менять сознание, менять ментальность − и менять надо, начиная с себя, − считают авторы законопроекта.

− Инициатива, скорее всего, правильная. Но лазеечку для обхода всегда найдут, − возразил через "МП" авторам документа начальник аналитического отдела финансовой корпорации "Открытие" Хамиль Шехмаметьев. − У нас много законов принимается, но если бы они еще выполнялись. Кто будет контролировать? Либо никто, либо те же самые чиновники. Поэтому, я думаю, это все бесполезно. К прекращению незаконной деятельности по получению побочных доходов чиновниками принятие такого закона не приведет, поскольку привести не может в принципе. А вот возможность избирательно карать чиновников за сам факт наличия имущества предоставит.

В итоге можно сказать, что идея закона интересна, но не покидает ощущение, что движение, выбранное для борьбы с коррупцией, несколько однобоко. Вот, скажем, журналистская публикация, связанная с расследованием разных коррупционных схем, у нас по закону является основанием для прокурорской проверки. Много мы таких проверок видели в последние годы? Хотя расследований хватало.

К тому же инициатива о запрете владения чиновниками недвижимостью или счетами за границей "отдает" немного псевдопатриотизмом и я бы даже сказал популизмом. Все-таки мы живем в свободной стране, и человек своими честно заработанными деньгами должен распоряжаться, как сам посчитает нужным, вне зависимости от занимаемой должности. Также возникает вопрос применения закона, будет ли он равен для всех или опять станет применяться лишь к отдельным, не удостоенным исключительности лицам.

Да и состояние судебной системы, с чем соглашается уже один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков, далеко от совершенства, что скорее всего сведет на нет саму работу закона.

Хотя, конечно, идея "пощипать" раздражающих народ чиновников, вызывает одобрение у населения. Это демонстрирует и опросы. Согласно результатам, опубликованным Фондом "Общественное мнение", 66% граждан России поддерживают новый законопроект, тогда как против высказались всего лишь 10%. Радует, что хоть в чем-то наше общество так единодушно.

"Московская правда", 22.08.2012 // Рустам Маметов, эксперт