Не становитесь заложником погодных условий

В связи с ухудшением погодной обстановки жители столицы столкнулись с массой неудобств.В первую очередь с тем: куда обращаться, если пострадал от снегопада или гололедицы. Куда в первую очередь должны жаловаться москвичи «Вечерней Москве» рассказали адвокаты. Как себя правильно вести с правовой точки зрения и не стать заложником погодных условий.

Москвичи часто задаются вопросом: кто несет ответственность за сосульки на крышах и плохо почищенные тротуары. В пресс-службе столичного департамента ЖКХ и благоустройства пояснили, что со всеми вопросами и жалобами горожанам можно обращаться на сайт публичного портала по уборке улиц Москвы «Дороги Москвы».

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Комаров, юрисконсульт Юридической фирмы «Частное право»:

"Придомовая территория - земельный участок, который закреплен за многоквартирным домом (или несколькими домами), площадь и границы которого определяются в соответствии с земельным законодательством РФ и законодательством о градостроительной деятельности. При этом основными критериями вычисления площади придомовой территории служат фактические размеры дома (или домов) и общая полезная площадь микрорайона. В границы участка, помимо земли, входят все объекты многоквартирного дома, включая подъезды, тротуары, зеленые насаждения, хозяйственные и детские площадки.

В большинстве случаев собственниками придомовой территории являются жильцы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, придомовая территория относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома. Земельный участок, на котором находится дом, должен быть выделен в придомовую территорию и поставлен на кадастровый учет в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Собственники многоквартирного дома заключают договор с управляющей организацией (ТСЖ, управляющей компанией), которая оказывает все услуги по содержанию и благоустройству придомовой территории. К основным услугам управляющих организаций по содержанию и благоустройству придомовой территории относятся: своевременная уборка территории; вывоз отходов, снега; озеленение участков и их уход (стрижка газонов, посадка деревьев, цветов) и т.д.

Управляющая компания обязана содержать придомовую территорию в полном порядке — она должна соответствовать всем санитарным и градостроительным нормам, соответственно именно выбранная собственниками управляющая организация несет ответственность за ненадлежащее состояние придомовой территории.

Контроль за надлежащим состоянием придомовой территории осуществляет Государственная жилищная инспекция города (района). Согласно ст. 7.22 КоАП РФ лицам, ответственным за содержание и ремонт придомовой территории, в случае неисполнения своих обязанностей грозит административный штраф в размере до 5 тыс. руб. для должностных и до 50 тыс. руб. для юридических лиц".

Сергей Литвиненко, адвокат компании "Налоговик":

- Да, действительно, проблема серьезная, а главное, как показывает, практика зачастую не решаемая. За очистку дорог от снега в городе в первую очередь отвечает мэрия Москвы. Именно она дает указание коммунальным службам районов, а те в свою очередь либо обходятся своими силами, либо пользуются услугами подрядчиков. Но проблема заключается в том, что своей техники не хватает, или снег идет всю ночь, а дорогу очищают только единожды. По чистке дорог самый верный вариант обратиться с письменной жалобой в Мэрию города Москвы с указанием конкретного участка дороги и своими контактными данными. Там обязаны разъяснить всю последующую процедуру, ответить на вопросы и принять жалобу к исполнению.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с очисткой придомовых территорий и сбивкой сосулек. Придомовая территория в первую очередь находится в ведомстве Управляющих компаний, которые обязаны своевременно расчищать снег, посыпать дорожки реагентом и обеспечивать бесперебойную работу дворников. Но, как правило, добропорядочные Управляющие компании встречаются очень редко, и дворы в таком состоянии, что ни пройти, ни проехать, машину не припарковать. Здесь процедура жалобы должна выглядеть следующим образом. Гражданин обращается с письменной жалобой в Управляющую компанию, желательно, чтобы жалоба была коллективная, то есть подписанная большинством жителей дома. Обязательно берет свой экземпляр жалобы с отметкой о получении Управляющей компанией. Если его жалоба не удовлетворена, он может обратиться в вышестоящий контролирующий орган – районную Управу, а при бездействии Управы - к мировому судье либо в прокуратуру. Как правило, хотя Управляющие компании находятся под надзором Управ, но на их замечания зачастую никак не реагируют. Суд будет куда действеннее, но и дольше по времени.

Что касается сосулек, от которых страдают и автолюбители, и пешеходы, то ситуация выглядит следующим образом. Сбивать сосульки со всех зданий, за исключением жилых домов, должны собственники, или, если здания являются муниципальной или государственной собственностью, коммунальные службы города. За сбиванием сосулек осуществляется серьезный контроль со стороны Управ и Мэрии, так как в случае причинения вреда здоровью или, тем более, смерти наступает уголовная ответственность, поэтому власти осуществляют регулярные объезды на предмет сбивания сосулек и применяют санкции к нерадивым собственникам или коммунальщикам. В этом случае будет достаточно действенно обратиться с жалобой в районную Управу.

"Вечерняя Москва", 16.01.2013 // Владимир Комаров, юрисконсульт