Фирма основана
в 1993 г.

Расширение полномочий ФАС невыгодно для бизнеса и государства

Федеральная антимонопольная служба может получить право аннулировать результаты торгов государственным имуществом по административной процедуре, - сообщает глава ведомства Игорь Артемьев. Соответствующая поправка готовится ко второму чтению в Государственной думе «третьего антимонопольного пакета».

По мнению Игоря Артемьева, принятие поправки на итоговом совещании у вице-премьера Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова приведет к беспрецедентной вещи: все вопросы, связанные с оборотом госимущества, будут регулироваться по административной процедуре антимонопольным органом как госзакупки. Это, по его словам, будет означать, что антимонопольная служба получит право аннулировать торги госимуществом. Согласно поправке «ФАС должна будет рассматривать жалобы не допущенных к торгам участников в 7-дневный срок», - заключил он.

Напомним, что в настоящее время признание торгов государственным имуществом недействительным относится к прерогативе суда: антимонопольный орган, выявив нарушение при проведении торгов, рассматривает дело в административном порядке и выдает предписание об устранении нарушений закона. В то же время для того, чтобы признать торги недействительными антимонопольному органу даже после выдачи предписания необходимо обращаться в суд, который ставит точку в законности позиции ФАС. Эта норма закреплена в Гражданском кодексе (ст.449) и в ФЗ «О защите конкуренции» (ст.17). Принятие поправки позволит ФАС без судебного решения признавать те или иные торги недействительными.

Эксперт по антимонопольному праву юридической фирмы «Частное право» Кирилл Чоракаев считает нецелесообразным принятие таких поправок. «Торги являются формой заключения договора и признание недействительности торгов влечет за собой недействительность самого договора. При оспаривании договора сторонам должны быть представлены максимальные гарантии реализации своего права на защиту. Такие гарантии могут быть обеспечены только в суде, но не при административных процедурах в антимонопольном органе», - отмечает он.

Кроме того, целями ФАС являются выявление нарушений и наказание виновных. Именно поэтому решение о признание торгов недействительными не может приниматься тем же органом, который проводит проверку и изначально выступает против одной или обеих сторон договора. «По аналогии можно предоставить возможность прокуратуре, поддерживающей обвинение ив суде, выносить приговоры», - заявляет эксперт. Когда дело рассматривает суд, ФАС и стороны сделки находятся в равных условиях, и на основе состязательности доказывают суду свою позицию о том, имели ли место нарушения при проведении торгов.

«Безусловно, такая поправка выгодна ФАС, – считает Кирилл Чоракаев, – служба расширяет свои полномочия, избавляется от необходимости самостоятельно инициировать судебные процессы. Для бизнеса же новое полномочие ФАС может означать увеличение количества сделок, которые могут быть признаны недействительными. Трудно найти какую-либо выгоду от принятия такой поправки и для государства в целом, поэтом хочется надеяться, что поправка будет отклонена на уровне обсуждения в Правительстве Российской Федерации», - заключает он.