Комментарии

Отложенный вылет: права при задержках авиарейсов

Какую компенсацию имеет право потребовать пассажир отложенного рейса у компании-перевозчика?

Все мы ценим свое время. Время это не только ресурс, это единица измерения работы или долгожданного отпуска. Например, в маленькой деревушке никому и в голову не придет переплачивать даже 10$, чтобы сэкономить 30 минут, наоборот, можно потратить неделю, чтобы сэкономить 10$.

Особенно ревностно мы относимся к потере времени в аэропорту. Ведь от нас стремительно убегают минуты и часы, которые мы могли бы провести на жарком солнышке или обсудить важный вопрос на переговорах в командировке. Но это важное время проходит в неспешных прогулках от автомата с водой до стойки авиакомпании, мы нервничаем и спрашиваем, кто виноват и имеем ли мы право взыскать с перевозчика ущерб.

Невеселая математика

Как правило, задержка на 1-2 часа вызывает у пассажиров легкое раздражение, но и понимание обстоятельств служб аэропорта. Но если следовать букве закона, то оказывается, любая задержка рейса является нарушением условий договора перевозки. В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) авиакомпания должна уплатить штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Учитывая то, что в настоящий момент для расчета различного рода санкций установлен МРОТ в размере 100 рублей, то не трудно посчитать, что за каждый час задержки пассажир вправе рассчитывать на 25 рублей. А значит, максимум, на что может рассчитывать пассажир, это получить от авиакомпании 2500 рублей, просидев в аэропорту 100 часов. — Максим Денисов, эксперт юридической фирмы «Частное право»

На самом деле, все не так страшно, поскольку по истечении 8 часов днем или 6 часов ночью перевозчик обязан будет разместить пассажиров в гостинице. Поэтому в оставшееся время пассажиру представится возможность в более комфортабельных условиях вгонять в долги авиакомпанию из расчета 25 рублей за каждый час задержки (при этом доставка пассажира в гостиницу и обратно должна осуществляться бесплатно).

Наземное обслуживание в случае задержки

Однако, мы не так беззащитны перед авиакомпанией, как кажется. На 25 рублях/час обязанности перевозчика не заканчиваются. В случае, если вы ждете рейса более 2-х часов, то можете рассчитывать, как минимум, на прохладительные напитки, а также два телефонных звонках или два сообщения по электронной почте.

Но если ждать вылет приходится больше 6-8 часов, в зависимости от времени суток, то вам должны предоставить:

• комнату матери и ребенка для всех пассажиров с детьми до семи лет;

• обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;

• организация хранения багажа.

Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Своя правда

Закон защищает не только пассажиров, но и самих авиаперевозчиков, что вполне логично. Ведь задержки вылетов и посадок возникают не только из-за плохого менеджмента или умышленной экономии на своих пассажирах.

Авиация − серьезный и сложный бизнес, связанный с риском для жизни, поэтому часто сбои в расписании диктуются погодными условиями, техническими неполадками и другими обстоятельствами непреодолимой силы. Лучше провести несколько часов в аэропорту или переночевать в гостинице, чем переживать сложности во время полета.

Билет на опаздывающий рейс вы всегда можете сдать, причем совершенно бесплатно, то есть перевозчик должен возместить его стоимость в полном объеме, без удержания какой-либо комиссии.

Если, все-таки, конфликт

В случае, если полюбовно разойтись с авиакомпанией не получилось, то стоит написать претензию, делать это нужно, что называется, не отходя от кассы, т.е. прямо в аэропорту, однако, можно не спешить, для направления жалоб и претензий у пассажира есть полгода, если речь идет о внутренних рейсах.

В любом случае, чтобы чувствовать себя юридически защищенным, распечатайте и имейте в путешествиях при себе Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 27.12.2010 № 01/18080-032 «О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов», в котором очень подробно расписаны права и обязанность сторон договора авиаперевозки. В случае конфликта с авиакомпанией вы всегда можете его предъявить и разъяснить нерадивым сотрудникам перевозчика и аэропорта свои права, если они решили о них забыть.

Комментирует эксперт юридической фирмы «Частное право» Максим Денисов: «Перевозчик имеет право отказаться от выплаты штрафа, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, так же как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае – прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира».

Портал "Домашний", 29.09.2012 // Максим Денисов, эксперт по административному праву и исполнительному производству