Статьи

Тенденции корпоративного права ЕС

Грамотный due-diligence потенциального партнера  - не только действенный способ выявления  возможных рисков по сделке, но и, пожалуй, основное условие стабильного сотрудничества. Российские юристы уже приобрели хороший опыт проведения проверок отечественных контрагентов. Однако расширение масштабов деятельности, стремление к выходу на новые рынки - диктуют необходимость вступления во внешнеэкономические отношения. Особой популярностью в последнее время пользуется европейский рынок. Потому интеграционные процессы в ЕС, затрагивающие практически все аспекты внутри- и межгосударственного  правового регулирования, включая корпоративное право, не могут оставаться без внимания в нашей стране. Юрист российской компании, сопровождающий сделку, может быть незнаком с особенностями европейского корпоративного права.  Данная статья поможет сориентироваться в ситуации, «осложнённой иностранным элементом».

Тенденции корпоративного права Евросоюза

Современные тенденции корпоративного права ЕС можно определить следующим образом:

1) Законодательное регулирование  деятельности корпораций осуществляется на двух уровнях: национальном (каждого из  государств-членов ЕС) и  наднациональном (общеевропейском).

2) Унификация европейского законодательства открывает компаниям возможность осуществлять деятельность на всей территории ЕС, создавать наднациональные европейские формы (например, Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания - о которых речь пойдет ниже);

3) Параллельно унификации осуществляется также процесс гармонизации внутреннего законодательства государств - членов ЕС.

Однако все эти процессы осложнены рядом проблем. К примеру, существенным препятствием для европейского законодателя стало то, что в состав ЕС входят государства, принадлежащие к разным правовым семьям: континентальной  и  англо-саксонской (т.н. прецедентной). Каждая из них имеет свои традиции, отказ или пересмотр которых в пользу общеевропейского интереса проходит весьма болезненно. Многие страны пока не готовы идти на уступки, считая это ущемлением национального интереса.

Несмотря на имеющиеся сложности, ЕС методично осуществляет «приведение к общему знаменателю» законодательств государств и разработку наднациональных актов в области корпоративного права.

Процесс создания и развития правовых норм в ЕС можно представить в виде следующей схемы:

pict01_art010907.jpg

Например, основой законодательства о компаниях Великобритании (англо-саксонская правовая система) является «право  справедливости» (equity law), которое традиционно предоставляло защиту требованиям о признании решений директоров недействительными на основании их противоречия интересам компании в целом.

Континентальное же право традиционно не признавало иных оснований отмены решений директоров, кроме тех, которые приняты с отступлением от установленной процедуры либо с превышением полномочий.

Принятие Евросоюзом директив по гармонизации акционерного права способно привести к изменениям концепций английского акционерного права, поскольку в Директивах ЕС нет специальных упоминаний об использовании критерия интересов компании для оценки решений ее должностных лиц.

Альтернатива «национальным» компаниям стран ЕС

Расширение торговых связей и построение Общего рынка ЕС требуют от государств-членов принятия активных мер для повышения мобильности компаний.

Довольно действенным способом решения этих задач является создание организационно-правовых форм наднациональных юридических лиц, которые становятся альтернативой юридическим лицам «классических» организационно-правовых форм, таких как АО (например, в Германии -  Aktiengesellschaft (AG), во Франции  - societe anonyme (SA)) или ООО (в Германии - Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH), во Франции – societe a responsabilite limitee (SARL)) .

Хотелось бы представить некоторые из них:

Европейское объединение по экономическим интересам (ЕОЭИ) или European Economic Interest Grouping  (EEIG). Эта организационно-правовая форма представляет собой  объединение, в котором должны участвовать юридические лица, имеющие национальность (гражданство), по меньшей мере,  двух государств-членов ЕС.

Объединение  учреждается путём заключения договора между его участниками и внесения ЕОЭИ в официальный реестр того государства, где будет находиться юридический адрес объединения. ЕОЭИ обладает самостоятельной правосубъектностью, то есть правом приобретать любые права и обязанности от собственного имени, самостоятельно выступать в суде. Однако вопрос о признании за ЕОЭИ статуса юридического лица оставлен на усмотрение государств-членов ЕС.

В цели ЕОИ не входит извлечение и распределение прибыли в собственных интересах, следовательно, ЕОЭИ  не является коммерческой организацией, в отличие от тех юридических лиц, которые являются членами объединения.

Деятельность ЕОЭИ лишь сопутствует основной деятельности его участников, и не может выходить за пределы предмета деятельности участников объединения. Поэтому ЕОЭИ не имеет собственного уставного капитала, не вправе привлекать инвестиции и финансируется только участниками, которые несут неограниченную солидарную ответственность по долгам объединения. Более того, выбывший участник продолжает отвечать по долгам объединения, возникшим в период его участия, в течение пяти лет с момента прекращения членства.

Европейская компания (ЕК) или Societas Europaea (SE). Эта организационно-правовая форма призвана способствовать формированию крупных предприятий с широким экономическим потенциалом, способных успешно конкурировать на мировых рынках с американскими и японскими соперниками.

ЕК, прежде всего, выгодна крупным компаниям с трансграничными операциями, т.к. значительно снижает расходы на создание и поддержание деятельности дочерних компаний в государствах-членах; облегчает осуществление трансграничных операций по слиянию, созданию совместных предприятий, перенесению места нахождения компании.

Правоспособность ЕК возникает с момента ее регистрации в одном из государств - членов ЕС при условии, что в ее учредительных документах содержится положение об участии работников в управлении компанией.

Устав ЕК регулирует вопросы ее создания, осуществления и прекращения деятельности. Остальные вопросы могут регулироваться национальным законодательством государств-членов или учредительными документами (если это предусмотрено в Уставе ЕК). Подобная диспозитивность, безусловно, делает форму ЕК привлекательной для бизнеса.

Практические рекомендации.

При подготовке сделки с ЕОЭИ необходимо учесть следующие особенности:

- целью договорных отношений с ЕОЭИ не может являться получение прибыли. Только координация и сотрудничество в какой-либо сфере общих интересов (информационная, консультативная поддержка, клиентская база и т.п.). Ведь, как мы отметили выше, ЕОЭИ – некоммерческая организация;

- ЕОЭИ не признается юридическим лицом в ряде стран (ФРГ, Италии), поэтому рекомендуем особо тщательно вести проверку право- и дееспособности юридического лица, исходя из «юрисдикционной» принадлежности и «географии» сделки;

- деятельность ЕОЭИ лишь сопутствует основной деятельности его участников, и не может выходить за рамки предмета  деятельности участников объединения. То есть,  особое внимание следует уделить правоспособности юридических лиц – участников ЕОЭИ;

- ЕОЭИ финансируется только участниками,  не имеет собственного уставного капитала, не вправе привлекать инвестиции. Следовательно, вступая в партнерские отношения с объединением, необходимо осуществить проверку финансовой и юридической «состоятельности» его членов, т.к. именно они, в конечном счете, будут нести ответственность за его деятельность.

Таким образом,  решая проблему выбора между партнером – ЕОЭИ и партнером -  членом ЕОЭИ («частным» юридическим лицом), необходимо, прежде всего, определить: какую цель преследует российская компания?

Если целью являются: сотрудничество по общим вопросам, получение информации (в т.ч. минимизация издержек по ведению переговоров и  поиску данных), содействие в расширении внешнеэкономических связей,  то оптимально сотрудничество с ЕОЭИ (более широк спектр, география  деятельности и возможности Объединения).

Если же целью компании является осуществление коммерческой деятельности на рынке конкретной страны (к примеру, поиск стабильного партнера в сегменте рынка, построение сбытовых каналов), то договор целесообразнее заключить непосредственно с членом ЕОЭИ (конкретным предприятием). Такого контрагента проще проверить, с ним легче согласовать внесение изменений и дополнений в действующие контракты.

Главной особенностью сделок с ЕК (европейской компанией) является то, что она может изменять своё место нахождения. При соблюдении определённых условий компании не составит труда перенести юридический адрес из одного государства в другое. Это необходимо учитывать  при подготовке сделки, прогнозируя динамику ее исполнения, а также  возможность осуществления юридических процедур принудительного характера.

Тем не менее, взаимодействие с ЕК дает российской компании  большие преимущества:

- значительное расширение  «географии» деятельности (выход на рынок всего ЕС);

- высокая капитализация компании-контрагента;

- возможность ведения непосредственно коммерческой деятельности совместно с ЕК (в отличие от ЕОЭИ);

- отсутствие необходимости изучения национального законодательства компаний-учредителей ЕК, принадлежащих к различным странам ЕС (подчиняться ее деятельность, в основном, будет наднациональному законодательству).

 

 Статья "Переговоры с европейским партнером. Что нужно знать о его правосубъективности" (автор: Ирина Квасова), опубликованная в № 1'07 журнала "Юрист компании", является перепечаткой данного материала.