Статьи

Продажи без витрины

Сегодня появляется все больше компаний, которые занимаются розничной торговлей без открытия магазина. Единственное помещение, которое есть у фирмы – это склад. Можно ли зарегистрировать компанию по этому адресу и соблюсти требования инспекторов, которые строго относятся к «прописке» фирмы, рассказала Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы «Частное право».

Удаленность магазинов от дома, отсутствие времени, необходимость стоять в очередях мешает людям совершать покупки. Компании стараются быть ближе к своим клиентам, по этой причине появляется все больше фирм, которые предлагают выбрать товар, не вставая с дивана. Бумажные каталоги и интернет-магазины дают полное представление о продукции, а привозится она клиенту на дом. При таком построении бизнеса у компании нет потребности платить за офис.

Прописка на складе

Зачастую интернет-компании не нуждаются в обычном офисе, такой фирме гораздо важнее иметь складское помещение, где можно оборудовать рабочие места для персонала (упаковщика, приемщика заказов и т.п.). Но по какому адресу можно зарегистрировать организацию, и как бухгалтер получит корреспонденцию от налоговых и других ведомств?

Действующее законодательство позволяет поставить фирму на учет по адресу складского помещения. При этом может возникнуть чисто техническая сложность в доставке корреспонденции. Например, на складе отсутствует почтовый ящик, где можно оставить письма, или почтальон не сможет застать на месте сотрудника, уполномоченного принимать конверты из налоговой. Такую проблему можно решить, заключив договор с отделением почтовой связи, обслуживающей адрес, по которому находится склад. Тогда все сообщения будут приходить на почту, а руководитель или бухгалтер сможет их забрать. Правда, в этом случае информация поступит в компанию не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, статьи 69, 93, 101 НК устанавливают приоритетный способ вручения требований об уплате налога, актов проверок, требований о предоставлении информации. Налоговые органы должны попытаться вручить лично в руки налогоплательщику упомянутые документы, и только в случае затруднительности личной передачи документов направлять по почте. Можно оставить в инспекции заявление с просьбой направлять корреспонденцию на домашний адрес директора фирмы или бухгалтера. Сложности могут возникнуть у организации и с проверками, так как их проведение на складе практически невозможно. Во-первых, само помещение не предназначено для приема ревизоров. Во-вторых, все документы хранятся зачастую дома у директора или бухгалтера, которого нанимают на «удаленке». Единственный, выход для компании – воспользоваться своим правом перенести контрольное мероприятие на территорию ИФНС.

В поисках системы

Выбор системы налогообложения для такой организации – еще одна довольно сложная задача. Так компаниям, торгующим в розницу, можно применять ЕНВД, при условии, что купля-продажа ведется через объекты стационарной или нестационарной торговой сети (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК). При этом в статье 346.27 Налогового кодекса делается уточнение, что к рознице не относится реализация продукции по образцам и каталогам через интернет, телемагазины и телефонную связь.

Следовательно, фирмы, ведущие торговлю в глобальной сети, не имеют возможности применять ЕНВД. Для таких компаний разрешена общая система налогообложения, либо УСН (Письма Минфина России от 29.04.2008 г. № 03-11-05/105 и от 29.11.2007 г. № 03-11-05/277).

При этом, даже если предприниматель имеет точку продажи товара, ему могут отказать в праве применять ЕНВД. В Постановлении Президиума ВАС от 28 февраля 2012 года № 14139/11 рассмотрена ситуация, когда бизнесмен арендовал офисное помещение, оборудовал место кассира-операциониста, выставил на продажу продукцию, на которой имелись ценники, а также каталоги. Оплата товара и передача его покупателям производились непосредственно в офисе. Однако судьи сослались на статью 346.27 НК и определили стационарную торговлю как продажу продукции в торговых зданиях и комплексах, в магазинах, павильонах, на крытых рынках (ярмарки). А поскольку из экспликации не следовало, что помещение предназначено для торговли, то в применении ЕНВД фирме было отказано.

Соответственно, если те же товары, выставленные на интернет-сайте, реализуются в розницу через точку, которая согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети, то такая деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД (Письмо Минфина России от 24.01.2011 г. № 03-11-11/11).

При этом стоит иметь ввиду, что одновременное осуществление таких видов предпринимательской деятельности, как торговля в виртуальной сети и розничная продажа, зачастую влечет за собой применение разных налоговых режимов: общего или УСН и ЕНВД. Бухгалтеру нужно быть готовым к ведению раздельного учета.

Сигнал опасности

Для компаний, которые торгуют по бумажным или интернет-каталогам, актуальным является вопрос доставки товаров покупателю. Чаще всего для этого используется курьерская служба. При этом, когда организация производит доставку продукции на собственных машинах, то проверяющие могут посчитать, что продавец помимо торговли осуществляет еще и деятельность по оказанию автотранспортных услуг, что является отдельным основанием для уплаты ЕНВД. Такая точка зрения является спорной (Письма Минфина от 31.01.2009 г. № 03-11-04/3/33 и от 14.07.2006 г. № 03-11-04/3/349).

Чек заранее

Если организация ведет продажу товаров, то даже в отсутствии торгового зала она должна пользоваться кассовым аппаратом и выдавать чеки. Обычно технику устанавливают на самом складе. Покупатели, которые приезжают и забирают товар самовывозом, получают документ, подтверждающий оплату, в момент совершения покупки.

Однако долгое время было не ясно, как должен быть организован процесс, если заказ доставляется клиенту. Чиновники советовали пользоваться переносными кассовыми аппаратами, однако обеспечить такой техникой каждого курьера невозможно. Теперь появилось разъяснение налоговой службы (Письмо ФНС России от 1.02.2012 г. № АС-4-2/1503), согласно этому документу чек можно распечатать заранее и передать клиенту вместе с заказом, это не является нарушением порядка применения ККТ.

Детали учета

Также все больше продавцов, которые имеют только складское помещение, используют электронные деньги, для того чтобы клиенты могли заранее расплатиться за заказ. Бухгалтеру стоит обратить внимание на порядок учета этих средств.

После того, как покупатель выбирает понравившийся ему товар, он переводит за него деньги со своего электронного кошелька. Одновременно с этим продавец получает сообщение об оплате, после чего отгружает заказ. При перечислении средств на расчетный счет продавца оператор платежной системы удерживает вознаграждение.

При таком порядке расчетов бухгалтер должен отразить в налоговом учете всю сумму поступившего платежа (п. 2 ст. 249 НК) и одновременно с этим включить в состав прочих расходов комиссию оператору (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК).

Все документы, подтверждающие выплату средств за услуги платежной системы, продавец получит в электронном виде. О том, что такие файлы станут подтверждением расходов, рассказано в письме Минфина от 1 февраля 2011 года № 03-03-06/1/47 и от 28 июля 2010 года № 03-03-06/1/491.

Данные под замок

Отдельное внимание следует уделить деталям обеспечения конфиденциальности персональных данных о покупателе. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, к таким сведениям относится любая информация о клиенте: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Нужно соблюдать четкую грань ответственности: если сведения обрабатываются в целях исполнения договора, то согласия покупателя на использование информации о нем не требуется. А вот когда продавец желает предоставлять потенциальному покупателю сведения о скидках, акциях посредством смс или электронной почты, необходимо заручиться согласием клиента. Можно ввести отдельную графу в бланке заказа, в которой покупатель сможет сообщить о своем желании получать информацию от фирмы.

Журнал "Расчет", сентябрь 2012 // Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Компания
Интерцессия
news_img.jpg

 

Правовое сопровождение сделок с земельными участками, объектами недвижимости, включая инвестирование в строительство объектов недвижимости