Статьи

Минфин вслед за Пленумом ВАС РФ разрешил рассчитывать земельный налог не по кадастровой стоимости

В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 года № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее – Постановление) предусмотрено, что, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Вопрос о возможности применения нормативной цены земли в качестве налоговой базы по земельному налогу длительное время оставался дискуссионным.

Точка зрения о невозможности ее применения основывалась на следующем. В силу статьи 15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) земельный налог является местным налогом. Согласно статьи 53 НК РФ налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливается исключительно НК РФ.

Таким образом, налоговую базу по земельному налогу правомерно исчислять исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поскольку положениями статей 390, 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Последняя определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Аналогичного положения относительно нормативной цены земли законодательство о налогах и сборах не содержит. Положение о применении в качестве налоговой базы по земельному налогу нормативной цены земли установлено нормами земельного законодательства. Поскольку вопрос определения налоговой базы по земельному налогу и, как следствие, расчет земельного налога подлежат регулированию исключительно НК РФ, поэтому нормативная цена земли для исчисления земельного налога не применяется (Письма Минфина РФ от 29.03.2006 № 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 № 03-06-02-04/86, от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75).

Тем не менее, ВАС РФ и ранее придерживался позиции о возможности определения налоговой базы исходя из нормативной цены земли (к примеру, Постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 6113/08, от 10.02.2009 № 11279/08). В то же время только после вынесения рассматриваемого Постановления Пленума данная позиция в силу пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» стала обязательна для арбитражных судов в Российской Федерации.

Поскольку вопрос о применении нормативной цены земли во многом зависит от ответа на вопрос о том, установлена ли кадастровая стоимость земли, то остановимся на наиболее часто встречаемых спорных ситуациях по этому вопросу.

1. Кадастровая стоимость земли утверждается нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, изданными во исполнение Постановлений Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 08.04.2000 № 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Следует помнить, что данные акты регулируют не налоговые, а земельные отношения, и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права, в связи с чем, на них не распространяются нормы статьи 5 НК РФ «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени». Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 09.12.2002 № 18-Г02-12, Письме Минфина РФ от 22.10.2008 № 03-05-04-02/65, Постановлении ФАС Западно-Сибирского Округа от 01.06.2009 № Ф04-2783/2009 (6067-А46-40), др.

В ряде случаев органы исполнительной власти субъектов устанавливают минимальную и максимальную кадастровую стоимость земельных участков. Указанное не позволяет применить ее при исчислении земельного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 № 11279/08).

2. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Необходимо учитывать предусмотренные статьей 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года.

В этой связи при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговым органам следует применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода. Указанное разъяснение приведено в Письме Минфина РФ от 22.10.2008 № 03-05-04-02/65, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2008 г. № 17854/07, др.).

Следовательно, в целях налогообложения не применяется кадастровая стоимость, содержащаяся в правоустанавливающих документах (Письмо Минфина РФ от 11.03.2009 № 03-05-05-02/10).

При изменении вида разрешенного использования земельного участка, перевода земель из одной категории в другую и изменении кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода. Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика. Например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 № А66-686/2007 и ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2007 № Ф04-7599/2007(39739-А46-26).

Данный вывод распространяется на случаи, когда не меняется правообладатель земельного участка. Однако если при изменении вида разрешенного использования в том же налоговом периоде происходит смена правообладателя, то должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав нового правообладателя (Письмо Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40).

В Письме от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120 финансовое ведомство отметило, что налоговая база может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если произошло изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату. Например, в 2009 г. возможно изменение налоговой базы по земельному налогу, определенной по состоянию на 1 января 2009 г., в случае если в силу судебного решения в 2009 г. были изменены результаты государственной кадастровой оценки земли, утвержденные по состоянию на 1 января 2009 г. (Письмо Минфина РФ от 29.01.2009 № 03-05-06-02/05).

3. В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Согласно Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщиков» установлены следующие два способа:

  • бесплатное предоставление сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»,
  • размещение сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Судебная практика исходит из того, что сама по себе возможность ознакомления налогоплательщика с результатами кадастровой оценки земли, опубликованными в официальном печатном издании, размещенными на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, означает доведение указанных сведений до налогоплательщика (Постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 24.07.2009 по делу № А2911130/2008).

Таким образом, полагаем, что с учетом и без того значительного количества спорных моментов по вопросу установления налоговой базы по земельному налогу Пленум ВАС РФ вынесением рассматриваемого Постановления постарался устранить существующее противоречие в применении законодательства органами исполнительной и судебной власти.