Статьи

Фирменная консервация

«Институт финансовых экспертиз и аудита»

В ряде случаев — например, при сезонном характере работ — может возникнуть необходимость приостановки деятельности предприятия. Однако сворачивание активности вовсе не означает, что организация прекращает свое существование или может не исполнять свои обязательства.

В предпринимательской среде распространено мнение, что если фирма не вела никакой деятельности, то, дескать, и отчетность сдавать не нужно, и налоги можно не платить. «Раз мы не работаем и прибыли нет, так за что же отчитываться?» Что и говорить, мнение это ошибочно.

Во всех случаях приостановки деятельности организация должна платить зарплату штатным сотрудникам. Даже если заработная плата зависит от получаемой прибыли (например, формируется с учетом процента от продаж), она все равно не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Если же в компании работникам установлены должностные оклады, то работодатель обязан выплачивать две трети оклада, поскольку приостановка деятельности расценивается как простой по вине организации (ст. 157 ТК РФ). При этом работодатель, согласно Трудовому кодексу, обязан выплачивать зарплату ежемесячно.

Работодатель может принять решение о сокращении штата, но при увольнении все равно придется выдать людям все положенные законом деньги. Некоторые предприятия в сложные периоды деятельности отправляют работников в отпуск без сохранения заработной платы. В соответствии со статьей 128 ТК РФ подобные отпуска предоставляются только по заявлению самого сотрудника, причем в нем должна быть указана причина отпуска и оговорена его длительность.

Даже несмотря на отсутствие коммерческой деятельности, у «законсервированной» организации все равно есть активы и обязательства. А это значит, необходимы их учет и отражение в балансе. Если налицо объект налогообложения, нужно платить налоги, а балансы ежеквартально представлять в налоговые органы. Если же по итогам отчетного периода объект налогообложения отсутствует, то обязанность по представлению деклараций в любом случае остается. Отчетность же составляется и должна представляться ее пользователями независимо от приостановления деятельности организации, иначе наступает административная ответственность согласно КоАП РФ. По закону фирмы, которые не ведут активной деятельности, сдают в налоговые инспекции и различные фонды ненамного меньше документов, чем компании работающие.

Что делать с НДС?

У организаций, приостановивших свою деятельность, обязательно возникнут сложности с получением вычетов по налогу на добавленную стоимость. Напомним, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на сумму налоговых вычетов, о чем говорится в статьях 171 и 166 Налогового кодекса.

Изучая Кодекс, можно сделать вывод, что сам по себе факт приостановки деятельности — не препятствие для применения вычета. В документе говорится, что, по общему правилу, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг, а также имущественных прав на территории Российской Федерации. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг и имущественных прав, с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом, и при наличии соответствующих первичных документов.

Ни о каких ограничениях для фирм, приостановивших свою деятельность, не упоминается. Однако нужно иметь в виду, что налоговые органы в своей практике всегда придерживались такой позиции: если у организации в конкретном налоговом периоде отсутствовали суммы налога, начисленные при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, и подлежащие уплате в бюджет, то фирма не вправе предъявлять сумму налога к вычету. Другими словами, если у предприятия в соответствующем налоговом периоде отсутствуют операции, признаваемые объектом налогообложения (что вполне вероятно при приостановке активной деятельности), то налогоплательщик лишается права на применение вычетов.

Впрочем, такая позиция налоговых органов вовсе не означает, что следует безропотно отказаться от попыток получить деньги: суды при возникновении таких споров нередко поддерживают налогоплательщиков. Например, в постановлении президиума Высшего арбитражного суда РФ от 3 мая 2006 года № 14996/05 сделан четкий вывод о том, что реализация товаров по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона обязательным условием применения налоговых вычетов. Ситуация, которую разбирал суд, была следующей: налоговики отказали фирме в возмещении налога как раз на основании того, что у нее отсутствовала реализация, а вычет в этом периоде был заявлен. Судьи поддержали позицию налогоплательщика.

В то же время нелишне напомнить о том, что ФНС РФ создала специальные комиссии по борьбе с необоснованными налоговыми вычетами. Велика вероятность того, что, как и в случае с комиссиями по борьбе с низкими зарплатами, руководителей фирм, предъявивших декларации на необоснованные, по мнению налоговиков, вычеты по НДС, будут приглашать на комиссию для беседы. А тех, кто не прислушается к ее требованиям, государственные органы обещают проверить «с пристрастием».

Кому прибыль?

У бухгалтеров фирм, не ведущих активной деятельности, болит голова в основном по одному главному вопросу: что делать с расходами? Согласно Налоговому кодексу расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для получения доходов. Кроме того, расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены правильно оформленными документами. Таким образом, расходы можно признавать для целей налогообложения прибыли, если соблюдаются вышеперечисленные условия.

Расходы определяются в зависимости от того, какой метод использует организация: начисления или кассовый. Не вдаваясь в бухгалтерские тонкости, коротко поясним, что в том случае, если организация применяет для целей налогообложения прибыли метод начисления, расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся. Время фактической выплаты денежных средств в этом случае роли не играет. При этом расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, подразделяются на прямые (например, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, суммы ЕСН, расходы на обязательное пенсионное страхование и т. п.) и косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, организация сама определяет в своей учетной политике. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом.

Если же организация для целей налогообложения применяет кассовый метод, расходы учитываются следующим образом. Материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении выплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания этого сырья и материалов в производство. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в размере их фактической уплаты налогоплательщиком.

Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный период. По закону допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Фирма, приостановившая свою деятельность, амортизацию начислять не может, ведь ее основные средства не эксплуатируются в настоящий момент. Такой компании нужно перевести основные средства на консервацию.

Затраты в бухучете

По общему правилу расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку или иные доходы, а также от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). При этом в бухгалтерском учете действует так называемый принцип допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. То есть расходы должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Если организацией принят в разрешенных случаях (в частности, субъектами малого предпринимательства) порядок признания выручки от продажи продукции не по мере передачи прав собственности на эту продукцию, а после поступления денежных средств (кассовый метод учета доходов и расходов), то и расходы признаются после погашения задолженности.

При приостановлении деятельности организации для учета текущих расходов имеют значение причина приостановления и вид расходов.

Если приостановление деятельности предприятия вызвано подготовкой к освоению новых видов продукции, техническим перевооружением производства и подобными причинами, то текущие расходы по выплате заработной платы, налогов и взносов в фонд оплаты труда, аренде производственных и административных помещений, оплате коммунальных услуг и услуг связи могут быть отнесены в бухучете к расходам будущих периодов.

Некоторые расходы (например, по оплате услуг кредитных организаций) вообще никогда не могут быть отнесены к расходам будущих периодов в связи с их спецификой. В случае если приостановление деятельности организации связано с сезонным спадом деловой активности, временным отсутствием денежных средств или иных ресурсов, текущие расходы следует признавать в том периоде, в котором они были понесены организацией.

«Консервация» основных средств

Перевод основных средств на консервацию направлен на обеспечение их сохранности в период временного бездействия, вызванного, например, приостановкой деятельности фирмы, сезонным характером использования оборудования или низкой рентабельностью основных средств. Процедура консервации должна сопровождаться рядом мероприятий. Во-первых, руководитель должен издать приказ о причинах перевода основных средств на консервацию и установить порядок ее проведения. Приказ также должен содержать дату перевода, срок консервации и остаточную стоимость имущества. Затем создается специальная комиссия, состав которой утверждается руководителем предприятия и включает представителей администрации, бухгалтерии и начальников соответствующих подразделений. Эта комиссия принимает решение о необходимости консервации тех или иных объектов основных средств. Та же комиссия затем будет привлекаться при расконсервации этих объектов для оценки их технического состояния.

Перечень и стоимость имущества, подлежащего консервации, включается в акт о консервации объектов. Этот документ должен быть подписан руководителем предприятия, членами комиссии и руководителями подразделений, за которыми числятся консервируемые объекты имущества. Законодательно форма такого акта не установлена. Организации следует самостоятельно разработать и утвердить его в приложении к приказу об учетной политике.

А вот порядок проведения инвентаризации законсервированных объектов определен. Он отражается в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России № 49 от 13 июня 1995 года).

В целях налогового учета основные средства, переведенные на консервацию на срок свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества. При последующей расконсервации амортизация начинает начисляться в порядке, действовавшем ранее, а срок полезного использования объекта продлевается на период нахождения основных средств на консервации. Все затраты, которые могут быть связаны с консервацией и расконсервацией основных средств (в том числе расходы на содержание законсервированных объектов), включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.