Штрафы набирают «обороты»

9 апреля 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, который содержит несколько новых положений.

Прежде всего, закон впервые предусматривает возможность исчисления административного штрафа исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение. При этом размер такого штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год.

На стадии обсуждения и рассмотрения законопроекта данное положение было весьма дискуссионным. В частности, Федеральная антимонопольная служба настаивала на том, что новый порядок исчисления штрафа за нарушение антимонопольного законодательства должен быть привязан к сумме годовой выручки, полученной нарушителем от реализации всех товаров и услуг. Данное положение могло весьма негативно отразиться на крупнейших монополиях, осуществляющих свою деятельность на различных рынках. Так, совершённое административное нарушение, связанное с деятельностью на одном товарном рынке могло быть основанием для наложения штрафа в размере процента от выручки, полученной компанией от деятельности и на иных рынках. Такое административное наказание не отвечало бы принципу справедливости и не соответствовало бы тяжести совершённого правонарушения. В соответствии с п. 4 ст. 3.5. Кодекса при определении размера штрафа учитывается выручка нарушителя от реализации только того товара, на рынке которого совершено административное правонарушение.

Следует отметить, что введение такого способа исчисления административного штрафа является общей нормой для всех административных правонарушений, что позволяет законодателю в будущем установить такую меру ответственности и за иные составы административных правонарушений, в том числе и не связанные с нарушением антимонопольного законодательства.

В Кодекс также включено 3 новых состава административного правонарушения: «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» (ст. 14.31), «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий» (ст. 14.32), «Недобросовестная конкуренция» (ст. 14.33).

Данные действия прямо запрещены нормами ФЗ «О защите конкуренции», однако ранее неблагоприятные последствия от нарушения указанных норм могли выражаться в выдаче нарушителю предписания о прекращении указанных действий и о совершении определённых действий, направленных на обеспечение конкуренции. Кроме этого антимонопольный орган обладает и специальным полномочием выдавать предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного субъектом в результате нарушения антимонопольного законодательства, которое сохранено независимо от введения «оборотных» штрафов.

С момента вступления в силу указанных норм Кодекса в случае злоупотребления доминирующим положением, заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, совершение действий, составляющих недобросовестную конкуренцию, антимонопольный орган вправе не только выдать соответствующее предписание (п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»), но и составить протокол об административном правонарушении и привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Административный штраф за совершение правонарушений, предусмотренных ст.ст. 14.31 - 14.33 КоАП РФ, налагается на должностных лиц в виде определённой Кодексом денежной суммы (до 200 минимальных размеров оплаты труда). Санкции ст. 14.32 ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ альтернативно предусматривают дисквалификацию виновного должностного лица на срок до трех лет.

Санкции статей 14.31 и 14.32 КоАП РФ для юридических лиц предусматривают наложение административного штрафа только в виде процента от полученной выручки – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. При этом выручка определяется по правилам ст.ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ.

Новеллой российского законодательства является введение в КоАП РФ нормы, предусматривающей освобождение от административной ответственности по ст. 14.32 Кодекса лица, заключившего соглашение (осуществившего согласованные действия), запрещённое антимонопольным законодательством, если такое лицо откажется от дальнейшего участия в соглашении (в осуществлении согласованных действий) и представит имеющиеся у него сведения (информацию) о соглашении (согласованных действиях) в антимонопольный орган. Введение данной нормы объясняется необходимостью получения максимально возможного объёма доказательств заключения антиконкурентных соглашений (данное положение воспринимает так называемую политику «снисходительности», применяемую Министерством юстиции США при расследовании фактов заключения антиконкурентных соглашений). Практика показывает, что собрать такие доказательства для последующего привлечения к административной ответственности с помощью существующих полномочий ФАС России практически невозможно.

Дифференцирована и в целом усилена административная ответственность за невыполнение отдельных предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5 Кодекса). На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 180 до 200 МРОТ, либо применена дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц минимальный штраф по большинству составов данной статьи теперь составит 3000 МРОТ.

В ст. 19.8 Кодекса непредставление ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган теперь предусмотрены различными частями данной статьи. Это объясняется тем, что за непредставление уведомлений смягчен верхний предел штрафа для юридических лиц (от 1500 до 2500 МРОТ), а за непредставление ходатайств административная ответственность наоборот усилена.

Кроме того, существенно усилена административная ответственность за непредставление информации по запросу антимонопольного органа, либо за представление недостоверной информации. Теперь штраф для юридических лиц за данное административное правонарушение может составить от 3000 до 5000 МРОТ (ранее максимальный размер был 1000 МРОТ).

Необходимо отметить, что введение «оборотных» штрафов за нарушение антимонопольного законодательства в целом способствует приближению российского антимонопольного законодательства к европейскому. Так, в большинстве стран Евросоюза штраф за нарушение конкурентного законодательства может доходить до 10% от годового оборота компании. Например, в начале этого года Еврокомиссия объявила о наложении рекордного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в размере 992 миллиона евро на пять известных компаний-производителей лифтов, эскалаторов и другого оборудования за ценовой сговор и раздел рынка. В США штраф назначается в размере, кратном размеру полученной от нарушения прибыли или размеру причинённых государству (потребителям) убытков.

Однако, говоря о положительных аспектах усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, следует предостеречь антимонопольные органы от применений максимальных и неоправданно высоких штрафов за нарушение вышеуказанных статей Кодекса. Применение этих норм должно осуществляться постепенно, с учётом в каждом конкретном случае характера правонарушения и наступивших последствий.