Прощай, офшор!

Росфинмониторинг разработал законопроект, который призван остановить отток денег из России, легализацию средств, добытых преступным путем, и регистрацию фирм в зонах с низким налогообложением. Но на деле документ затронет интересы не только тех, кто работает с организациями и компаниями в офшорах, действие нового закона распространится на все российские компании.

Непосредственное задание создать этот законопроект дал первый зампред правительства Виктор Зубков, который в январе 2012 года возглавил межведомственную рабочую группу по борьбе с незаконными  операциями. Проект, созданный службой по финансовому контролю, был отправлен Зубковым профильным министерствам. Вскоре они должны высказать свое мнение об инициативах службы по финансовому контролю.

Отношение представителей бизнеса к этим предложениям известны уже сегодня. Помимо запрета на офшоры, проект включает в себя расширение полномочий налоговых органов: возможность доначислять налоги и списывать средства из банка без суда, блокировать счета тех организаций, которые не находятся по адресу регистрации, требовать дополнительные документы в процессе открытия фирмы и многое другое. В целом документ отвергает ранее принятую политику «не кошмарить бизнес». Хотя тональность законопроекта может еще измениться, многие эксперты отмечают, что он «сырой» и требует значительной доработки. Причиной столь быстрого появления законопроекта (рабочая группа создана только в январе 2012 года) стали большие финансовые потери России. Так, по словам Зубкова, в 2011 году из экономики было выведено около 2 трлн. руб., что составляет почти 4 процента ВВП. Центральный Банк РФ и Росфинмо-ниторинг заявляют о суммах в 2,5 трлн. руб. При этом чистый отток денег из России с признаками отмывания составляет около 1 трлн. руб. В основном для этого используются «однодневки». По словам Зубкова, еще 1 трлн. руб. обналичивается внутри государства.

Одновременно с разработкой законопроекта ведется его активное продвижение руководством страны. Министерствам дано распоряжение «проработать вопрос повышения прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих обществ». В поручении уточняется, что необходимо обязать российских налоговых резидентов отчитываться «о зарубежных активах и любых операциях с ними». Таким образом, Владимир Путин практически повторил положения подготовленного проекта и подтвердил, что гражданам придется самостоятельно декларировать и платить налог с доходов от своих иностранных активов.

Закрытая зона

Первая цель, которую преследует законопроект, это сокращение операций с офшорными компаниями. Однако невозможно лечить болезнь, устраняя симптомы и оставляя причину. Бизнесмены считают, что офшоры – доступное решение насущных проблем, если запретить работать с такими зонами – компании найдут другие способы вывода средств за рубеж.

Законопроект Росфинмониторинга направлен на пресечение незаконных операций с использованием офшорных компаний. Однако бизнесмены уверяют, что им пытаются перекрыть кислород и в применении разрешенных методов работы с зонами с низкой налоговой нагрузкой. Как правило, офшоры позволяют не столько «отмывать» средства, сколько упрощать многие процедуры оформления сделок, в особенности, если речь идет об операциях, которые необходимо задокументировать в соответствии с международным правом.

Специалисты склонны считать, что офшоры сами по себе не являются злом, негативно влияют на экономику причины, из-за которых фирмам приходится использовать «отмывочные» схемы. Комментирует эксперт юридической фирмы «Частное право» Рустам Маметов: «Для борьбы с таким явлением, как отток российских средств за границу, необходимо искать корень проблем. А он кроется в попытках уменьшить налогооблагаемую базу, с помощью перевода части денег в зоны с низкими налогами. То есть существующий экономический климат страны слишком обременителен для компаний. И что нам предлагают в качестве «противоядия»? Бороться с желанием уменьшить отчисления ужесточением фискальной политики! Получается, что «заразу пытаются вылечить, дополнительно инфицировав больного». Озвученные чиновниками меры могут дать обратный эффект – увеличить отток российских фирм в офшоры, привести к разработке новых схем ухода от налогов».

Есть и другие мнения, что запрет на работу с зонами низкой налоговой нагрузки в купе с ужесточением фискальной политики создаст благоприятный коррупционный климат. Сегодня уход в офшоры связан не только с прихотями руководства компаний, но и с желанием удержать фирмы на плаву. И если правила игры изменятся не в лучшую сторону для представителей бизнеса, им придется «договариваться» с чиновниками и искусственно соз-давать приемлемые условия для развития своего дела. Если законодатель действительно заинтересован в устранении незаконных схем и прекращении оттока русских денег за границу, стоит задуматься о снижении нагрузки на бизнес, повышении прозрачности взаимодействия органов государственного управления и компаний.  

Соседский опыт

В целом инициативы российских чиновников совпадают с общемировой практикой борьбы с оттоком капитала. США, Германия, Франция, Англия и другие государства добиваются возвращения своих средств в резидентуру территорий, на которых находятся основные производственные активы компании. Для этого там разработан ряд законов. К примеру, в США предприятия, зарегистрированные за границей, обязаны передавать в бюджет Америки часть налоговых отчислений. В Великобритании чиновники в данный момент заняты созданием системы, которая позволит увеличить налогообложение компаний, работающих за пределами Англии, и перекрыть доступ к выводу заработанных денег в зоны с благоприятным экономическим климатом.

Эти страны добились определенных успехов в возврате своих средств, однако победить отток капиталов целиком им не удается. До сих пор офшорные зоны негласно делятся на Английские и Американские, в зависимости от того, компании из каких государств чаще всего оказываются зарегистрированными в этих территориях. «Основной причиной вывода капитала из России в офшоры является не столько минимизация налогов, сколько желание обезопасить бизнес и снизить коррупционные риски. Крупные компании просто не доверяют государству!», – говорит Виталий Сазанский, руководитель отдела налогового консультирования Консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП, член Палаты налоговых консультантов России.  

Борьба с анонимностью

Российские чиновники полагают, что работа по ликвидации «отмывочных» схем будет идти легче, если получить доступ к именам бенефициаров и собственников фирм в офшорных зонах, это требование не единожды включалось в законопроекты по борьбе с выводом средств. Вот и в этот раз чиновники вписали такой пункт в законопроект.

Однако на деле данное требование оказывается невыполнимым. Во-первых, из-за того, что обращено оно к зарубежным странам, законодательство которых защищает анонимность владельцев организаций. На этом пункте основано благосостояние этих государств, обеспечивающих тайну собственности на своей территории. Поэтому вряд ли у российских чиновников получится договориться, к примеру, с властями Кипра об обнародовании учредителей компаний, зарегистрированных на острове.

Во-вторых, российские чиновники уже сегодня имеют достаточные рычаги давления для поимки преступников, занимающихся выводом средств. Росфинмониторинг отслеживает сомнительные сделки и закрывает движение средств по тем счетам, владельцы которых занимаются «отмыванием» денег. Почему же остановить преступников вовремя не удается? Служба финансового контроля не в состоянии отследить все финансовые операции, а банки не заинтересованы в том, чтобы их клиенты становились участниками громких процессов о легализации средств.  

Банк в заложниках

Подготовленный законопроект еще не был рассмотрен и принят, а силовые структуры уже заявляют о масштабных проверках финансовых организаций. Начальник Главного управления экономической безопасности   и противодействия коррупции МВД Денис Сугробов сообщил: «Мы запланировали проведение серьезных мероприятий. Нам известны конкретные банки, которые участвуют в регистрации и открытии счетов фирм-однодневок в качестве клиентов своих банков и в дальнейшем используют их при обналичивании и выводе средств на счета зарубежных компаний. Я думаю, в ближайшее время вы узнаете о первых делах, где к уголовной ответственности будут привлечены  руководители банков».

Для тех кредитных организаций, которые непреднамеренно оказались втянутыми в вывод средств за границу, были учтены в законопроекте следующие изменения. Банкам разрешат расторгать договоры с подозрительными клиентами, причем в одностороннем порядке. Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян уверяет, что финансовые организации сами настаивали на введении этой нормы, консультации о возможности прекращения обслуживания недобросовестных компаний шли несколько лет. Кредитные структуры несут большую ответственность, вплоть до отзыва лицензии, в случае нарушения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При этом Тосунян утверждает, что у банков нет рычагов влияния на криминальных клиентов. Расторгнуть договор кредитная организация может только в судебном порядке, что негативно сказывается на имидже банка, или при отсутствии движения средств по счетам фирмы более года. С введением новой нормы банкиры смогут самостоятельно «отсеивать» неблагонадежных клиентов. Однако речь не идет о массовом расторжении договоров, скорее всего, эта мера будет использоваться в «штучном» порядке – для устранения самых злостных нарушителей закона.  

Читаем проект

Побочным эффектом закона, который призван бороться с оттоком денег, стало усиление фискальной функции. Налоговые органы согласно документу получают дополнительные полномочия, теперь они могут решать многие вопросы с компаниями, не обращаясь в суд. Эксперты уже сегодня говорят о том, что такие предложения без сомнений приведут к произволу чиновников на местах. 

В соответствии с законопроектом, налоговики получают возможность без суда менять квалификацию сделок, доначислять по ним налоги и списывать средства с банковских счетов компаний. Конечно, у фирм остается право оспаривать решения инспекторов, но документ существенно меняет расстановку сил. Если сейчас организации успевают обратиться к арбитрам до изъятия денег, и служители Фемиды имеют право приостановить требование о взыскании налогов на время рассмотрения дела, то с утверждением закона ситуация изменится. В суд фирмы будут обращаться уже после оплаты доначисленных налогов, вернуть их из бюджета, даже с решением арбитров на руках, будет проблематично. Рустам Маметов говорит: «Такая мера может привести к внесудебному произволу фискалов, что в свою очередь скажется на увеличении коррупционных факторов».   

Не по адресу

Также налоговые органы, руководствуясь законопроектом, получают право блокировать движение средств по банковским счетам компаний, которые не находятся по месту регистрации. Эта проблема не раз поднималась бизнесменами. Юридический адрес сегодня является таким же архаизмом, как прописка для граждан. Однако госслужащие требуют, чтобы компания имела конкретное место на карте, куда можно прийти с проверкой.

Сегодня наличие юридического адреса является обязательным, но в случае отсутствия компании в месте регистрации серьезных препятствий работе фирмы инспекторы не создают. Законопроект же позволяет полностью блокировать деятельность фирмы в случае, если ее координаты по документам отличаются от фактического местонахождения. «Мера может оказаться действенной. Угроза блокировки счета достаточно велика, для того чтобы дисциплинировать компании работать на территории здания, в котором фирма зарегистрирована, – говорит Рустам Маметов. – Однако если эта норма будет принята в такой «размытой» формулировке, мы столкнемся с большим количеством проблем. К примеру, что будет считаться «отсутствием компании по юридическому адресу»: неполучение организацией корреспонденции или фактическое отсутствие постоянно действующего исполнительного органа, как того требует часть 2 статьи 54 ГК? И каким образом этот факт должен быть доказан? Остается очень много вопросов, без разрешения которых такая инициатива работать не будет».  

Легализация и отмывание

Ужесточает проект и уголовную ответственность за «отмывание» средств, полученных преступным путем. Сейчас в УК есть пояснения, что не считается легализацией уклонение от уплаты налогов и невозврат валютной выручки. Специалисты Росфинмони-торинга, занимающиеся разработкой законопроекта, предлагают вычеркнуть эти уточнения.

Такое решение основано на рекомендациях межправительственной организации, занимающейся выработкой единых стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов (FATF). Таким образом, должники по налогам автоматически попадут в разряд преступников, занимающихся выводом и «отмыванием» денег.

При этом если в УК не будет статьи, разъясняющей, кого именно следует считать мошенником, то под удар попадут все должники, даже те, сумма неперечисленных средств у которых минимальна. Казалось бы, логики в таких рекомендациях международной организации нет. Однако FATF считает невыполнение обязательств перед бюджетом нарушением, предшествующим более крупным преступлениям. Следовательно, пресекая деятельность аферистов на корню, можно предотвращать крупные сделки по оттоку средств за границу.  

За счет ответите

Чиновники в очередной раз хотят вывести российский бизнес на чистую воду. Средства уже знакомые: контроль и увеличение обязанности по предоставлению отчетности. Что же ожидает предпринимателей и фирмы. 

Стремление российских властей узнать всю подноготную об оффшорных «дочках» отечественных фирм понятно. Ведь никому не понравится, если кто-то получит за счет его собственности прибыль, но при этом не поделится деньгами. Чиновники считают, что когда организация выплачивает дивиденды в кипрскую или другую фирму, находящуюся в зоне благоприятного налогового климата, она стремится уменьшить отчисления в бюджет родной страны или обналичить средства, заработанные преступным путем. Ни для кого не секрет, что офшорные организации со счетами в банках используются в качестве «кошелька» – места, где можно спрятать прибыль. На эти средства не распространяются требования российского валютного законодательства, и их можно использовать для любых целей.  

Долгие запросы

Самый простой с точки зрения логики способ узнать, что российская фирма пользуется офшором в нелегальных целях, это изучение поступлений и списаний с ее расчетных счетов в иностранных банках. Однако это легко только на словах, потому что министерства и ведомства, за исключением спецслужб, не могут оперативно получить такие данные от зарубежных кредитных учреждений. Поэтому рядовым чиновникам из ИФНС или Росфинмониторинга приходится составлять запросы в вышестоящие инстанции, которые будут направлены в страну, где находится контрагент или банк, интересующий проверяющих. Дальше все зависит от большого количества факторов: если не было допущено ошибок в процедуре запроса и зарубежные структуры решат, что предоставлено достаточно оснований для ответа, то российский чиновник, составивший письмо, получит сведения, в лучшем случае, через полгода. 

При этом сотрудник ИФНС, запустивший эту цепочку, редко может извлечь выгоду из полученного ответа, так как будут упущены все законные сроки ревизии. Поэтому чиновники и разработали законопроект, по которому все владельцы счетов в зарубежных банках обязаны предоставлять сведения о поступлениях и списаниях за прошедший год.

На сегодняшний день все, у кого есть кредиты, ссуды, вклады или просто счета за границей, обязаны в течение месяца со дня обращения в кредитную организацию с целью открытия счета сообщить об этом    в ИФНС по месту постановки на учет. Правило относится к физическим и юридическим лицам. Таким образом инспекторы получают информацию только о наличии взаимоотношений российской организации или гражданина с зарубежной кредитной организацией. Конкретные суммы, которые хранятся за границей, остаются тайной.

Законодатели предлагают установить обязанность для вкладчиков иностранных банков предоставлять сведения о перемещении средств по счету за год. Выходит, что чиновники просто не хотят связываться с иностранными коллегами, а рассчитывают получать всю информацию от первоисточника – собственника счета. Причем инспекторы будут знать обо всех иностранных вкладах и переводах, а не только об офшорах. 

При этом у каждого человека или компании могут быть разные причины открытия счета за рубежом. Это и желание не связываться с российскими банками по причине их ненадежности, переезд или открытие представительства за границей. Даже отправка сотрудника в длительную командировку может стать поводом для обращения в иностранный банк. Но если за этим последует увеличение отчетности или опасность потери средств, граждане и организации будут искать более безопасные способы сохранения капитала.  

Безопасная зона

Инструкция Центрального банка позволяет открывать зарубежные счета без ограничений только в странах, входящих в Органи-зацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Комиссию по проблемам отмывания капиталов (FATF). В остальных же государствах открыть счет можно, только если гражданин постоянно проживает там или компания ведет в этих странах свою деятельность.

Не известно, утвердят ли чиновники обязанность отчитываться об операциях по зарубежным счетам, но ужесточать наказание за нарушение валютного законодательства пока не планируется. Поэтому за несоблюдение установленных правил работы  с зарубежными банками фирму или ее должностных лиц могут привлечь к ответственности по статье 15.25 КоАП и назначить штраф в зависимости от суммы незаконной сделки. В Федеральном законе от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлена ответственность за нарушение условий возврата выручки или сроков договора. В этом же ФЗ перечислены все нарушения, которые могут допустить предприятия, работая с иностранными банками. Также работа с иностранными кредитными организациями регулируется Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И и Положением Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П.

В целом можно отметить, что чиновники в очередной раз решили проблему простейшим для себя способом. Вместо совершенствования взаимоотношений с другими странами, получения информации от зарубежных коллег, они увеличили количество отчетности. Похоже, к тому времени, когда госслужащие решат, какие же формы документов можно отменить, накопится множество свежих обязательных к сдаче бланков.  

«Уставник» по максимуму

Бороться с офшорами можно многими способами. К примеру, в законопроекте предлагается ужесточить правила регистрации фирм и увеличить уставной капитал. По мнению авторов документа, это поможет искоренить преступников еще на стадии открытия компаний. Как изменится российский бизнес, если чиновники примут озвученные ими идеи. 

Одна из инициатив российских чиновников, описанная в законопроекте, – увеличение минимального уставного капитала (УК) в 50 раз: для ООО – до 500 тысяч рублей, а для акционерных обществ – до пяти миллионов. Чего же хотят добиться законодатели? Победить «однодневки» рублем.

Сотрудники Росфинмониторинга рассчитывают, что если заплатить внушительную сумму для регистрации фирмы, то использовать ее в нелегальных целях станет невыгодно. Если предложение чиновников будет принято, то оно, в первую очередь, осложнит жизнь малому и среднему бизнесу.

Те, кто успешно ведет свое дело, найдут средства для увеличения «уставника». Но не все захотят изыскивать такие средства, гораздо проще перерегистрировать компанию в качестве ИП или начать заниматься нелегальным бизнесом. Повышая платежи за открытие дела, чиновники не берут в расчет, что бизнесмены будут искать не деньги, а пути ухода от нежелательных трат.

Однако, по мнению законодателей, действующая система регистрации фирм является несовершенной и предоставляет простор для нарушений. Кроме увеличения самого размера УК, чиновники, возможно, утвердят его новую структуру. При регистрации фирм капитал должен будет состоять только из денег, а пополнять его можно будет уже имуществом. В качестве вкладов будет разрешено использовать вещи и права, имеющие денежный эквивалент, который определен независимым оценщиком. При этом эксперт будет нести ответственность, если «ошибется» при определении стоимости.

Сразу возникает вопрос: что будет с теми предприятиями, которые не смогут пополнить свой УК? Пока чиновники не раскрывают этой информации, но по опыту предыдущих инициатив увеличения капитала, можно предположить, что такие организации будут ликвидированы, и, скорее всего, за счет владельцев. Если у компании не будет средств на процедуру банкротства, ее просто исключат из Единого государственного реестра юридических лиц. Такой метод давно предлагают налоговики, он позволяет избавиться от фирм, которые не ведут деятельности, но числятся в ЕГРЮЛ.  

Непопулярная форма

Чиновники считают, что увеличение «уставника» не повредит малому бизнесу:  всегда есть возможность зарегистрировать свое дело как ИП. В то же время, по сведениям Минфина, ООО является наиболее востребованной формой ведения предпринимательской деятельности. Более 75 процентов всех фирм, созданных за 2011 год, зарегистрированы в этой форме собственности.

Малая доля ИП объясняется очень просто: предприниматель может пользоваться своими активами, как бизнесмен и как простой человек, пополняя свой банковский счет, когда это необходимо. В то же время он отвечает перед своими клиентами и поставщиками собственным имуществом, а не только тем, которое используется в бизнесе. Таким образом, предприниматель может потерять все, что нажил за свою жизнь и получил в наследство. ООО отвечает перед кредиторами только тем, что имеет, то есть уставным капиталом, и это еще одна причина, по которой мало кто захочет увеличивать УК.  

Не за себя

Чиновники считают, что увеличение УК необходимо, так как это позволит сократить количество «однодневок» и усложнит их создание. Но нужно понимать, что «прокладки» используются в основном предприятиями с выручкой и оборотами в десятки миллионов рублей. А значит, для них найти 500 000, чтобы скрыть миллионы, не будет проблемой. Тем более что регистрация таких фирм поставлена на поток, и часто  покупаются готовые «однодневки». А вот людям, просто задумавшим заняться бизнесом, придется искать дополнительные средства, которые могли быть использованы на развитие собственного дела, а не на соблюдение процедур.  

На новый лад

Кроме «уставника» изменится и сама процедура регистрации фирм. Согласно законопроекту, люди, у которых есть долги перед бюджетом, не смогут открыть фирмы. Правда, в этом государство помогло своим гражданам, списав 31 миллиард рублей задолженности, образовавшейся более чем у 31 миллиона человек по «старым» пени и отмененным налогам. Следующее предложение ведомства – увеличить список документов, которые должны сдавать в ИФНС учредители. В частности, чиновники хотят, чтобы человек, перед тем как создать организацию, доказал, что он не планирует использовать фирму в качестве «однодневки». Для этого рекомендуется получить от владельца помещения, где будущий бизнесмен будет вести деятельность, письменное согласие на использование местонахождения здания в качестве постоянной «прописки» создаваемого дела. Очевидно, что таким образом ревизоры хотят сразу проверить собственников компании на один из основных признаков «серой» организации – «массовый» адрес. Как можно фирме получить разрешение, если она еще не создана? Ответа пока нет.

Нужно ли говорить, что и без нововведений зарегистрировать организацию было не просто. Сначала составлялся протокол с решением о создании, с предварительными переговорами учредителей. Определялся размер уставного капитала, назначался руководитель. Затем необходимо собрать документы и пополнить накопительный счет УК. Если вносилось имущество, приглашался оценщик. Следом оплачивались государственные пошлины, а квитанции вместе со всеми бумагами предоставлялись в ИФНС. В течение семи дней сотрудники инспекции изучали документы и выносили свой вердикт: регистрация или отказ. Если все было хорошо, то фирме до начала своей деятельности оставалось немного: изготовить печать, написать приказ о назначении директора, ответственных за бухгалтерский и налоговый учет лиц и можно стартовать. И вот теперь к уже имеющимся процедурам прибавляются дополнительные, что приведет к увеличению времени, потраченному на регистрацию фирмы.

Суммируя все предложения чиновников, можно подумать, что государство решило бороться с бизнесом вообще, а не только с оттоком капитала и офшорами. Не исключено, что прописанные в законопроекте инициативы не дойдут до реализации, или по крайней мере – не все. Так отчетность по банковским счетам, и обязательное раскрытие владельцев офшорных компаний вряд ли удастся избежать. А усиления контроля налоговых органов ждать не стоит. Впрочем, как и увеличения уставного капитала. Эти решения способны серьезно накалить обстановку и вызвать новую волну ухода бизнеса в «тень».