Материальная помощь: природа и правовое регулирование
- Подробности
- Автор: Газета «Эж-Юрист» № 11 (714), март 2012 // Диана Полетаева, начальник отдела
Действующее законодательство не содержит четкого определения понятия «материальная помощь», поэтому для установления его значения могут быть применены варианты, предлагаемые словарями. Так, «Современный экономический словарь» утверждает, что материальная помощь – это помощь, оказываемая нуждающимся работникам предприятия, учреждения или другим лицам в вещественной или денежной формах.
Право, а не обязанность работодателя
Сравнительный анализ правовых актов – Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 06.11.2001 № 798 «О порядке премирования, установления надбавок к должностным окладам и оказания материальной помощи руководителям федеральных органов исполнительной власти», Постановления Правительства РФ от 25.11.1998 № 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством» – показывает, что под материальной помощью законодатель понимает добровольно реализуемое право работодателя на социальную поддержку своего работника.
Выплата материальной помощи является именно правом, а не обязанностью работодателя, поскольку ни один из правовых актов не содержит нормы, обязывающей его делать подобные выплаты. Такая помощь не входит в состав зарплаты, гарантийных или компенсационных выплат, то есть она находится вне рамок системы оплаты труда и выплачивается не за выполненную трудовую функцию, что подтверждается: Решением ВС РФ от 17.07.2000 № ГКПИ 00-315, Письмом Минтруда России от 27.05.2002 № 743-21 и Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 11.03.2003 № КАС 03-25.
Отношения по оказанию материальной помощи работодателем работнику регулируются нормами трудового права, причем не напрямую ТК РФ, а на уровне локальных актов работодателя (Положения о премировании и материальной помощи, Программы по социальной поддержке работников и т.п.).
Необходим специальный юридический состав
Вопрос о выплате в каждом случае должен решаться отдельно, по итогам рассмотрения обращения работника, в связи с чем принятие такого решения является возможным, но не обязательным.
Для возникновения отношений по выплате материальной помощи требуется специальный юридический состав, регулируемый трудовым правом:
1) принятие работодателем локального акта, устанавливающего правила и условия предоставления материальной помощи (юридический акт);
2) принятие работодателем решения о выплате материальной помощи конкретному работнику (юридический акт).
Ввиду отсутствия прямого правового регулирования, на практике отношения по оказанию материальной помощи суды нередко отождествляют с отношениями сторон по договору дарения, необоснованно применяя к ним нормы гражданского законодательства.
Однако такой подход представляется неверным, поскольку:
– выплата осуществляется в отношении стороны трудового договора, а не любого субъекта гражданского оборота;
– материальная помощь оказывается как мера поощрения (или социальной поддержки) работника, а не в качестве встречного имущественного предоставления по договору;
– правила предоставления материальной помощи определяются не сторонами обязательства, а работодателем в локальных актах;
– основанием для выплаты является локальный акт и принятое в соответствии с ним решение компетентного органа, а не двусторонняя (или односторонняя) сделка.
Дело из судебной практики
Одним из наиболее интересных судебных дел, наглядно демонстрирующих анализируемую проблему правовой квалификации, является дело № 15ПВ11 ВС РФ: спор между организацией и уволенными в связи с сокращением штата сотрудниками, заявившими требование о продолжении выплаты им адресной материальной помощи, ссылаясь на гражданско-правовые договоры о ее оказании. Дело рассматривалось более двух лет в судах различных инстанций, включая судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ. И всеми судами был неверно определен закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела – по причине ошибочной квалификации правоотношений сторон как гражданско-правовых, а не трудовых.
На этапе обращения в Президиум ВС РФ (после привлечения к ведению дела) изложенная выше аргументация была положена в основу новой правовой позиции ответчика. Президиум ВС РФ принял указанные доводы и подтвердил, что поскольку вопросы выплаты адресной материальной помощи относятся к сфере трудового права, в данном случае должны были применяться положения трудового законодательства.
Признав наличие существенной ошибки в выводах судов всех инстанций, Президиум ВС РФ не отменил состоявшиеся судебные акты, руководствуясь принципом стабильности судебного решения, однако указал на существенность ошибки, допущенной судами. Данная правовая позиция была в дальнейшем успешно применена в аналогичных делах.
Диана Полетаева,
начальник отдела юридической фирмы «Частное право»,
Москва