Выкупаем акции у миноритариев: как обойти бюрократические препоны

Первого августа этого года истек срок, в течение которого владельщы крупных пакетов акций могли выкупить ценные бумаги у миноритарных акционеров. Однако нестыковки в законах, посвященных выкупу, фактически лишили крупных акционеров возможности осуществить свои права в строгом соответствии с текстом поправок в законодательство. Неожиданным препятствием стали недоработки в законодательстве об оценочной деятельности. Стоит ли опускать руки мажоритариям, желающим воспользоваться задекларированными законодателями правами? Ищем выход в этой статье.

Законодатели предусмотрели нормы выгодные акционерам…Источником проблем для крупных акционеров послужили поправки, которые Федеральный закон от 05.01.2006 № 7-ФЗ внес в Закон об акционерных обществах.(Федеральный закон от 26.12.95 № 208). Напомним, что Закон № 7-ФЗ дополнил акционерное законодательство правилами о порядке выкупа крупными акционерами ценных бумаг у остальных участников акционерного общества. Так, согласно поправкам владельцы более чем 30 процентов голосующих бумаг АО обязаны предложить другим акционерам выкупить у них акции. А если мажоритарий приобрел более 95 процентов, он обязан выкупить оставшиеся акции по требованию их владельцев. Для того, чтобы они узнали о существовании такого права крупный акционер обязан направить миноритариям соответствующее уведомление.Как следует из текста поправок, упомянутые выше положения применяются лишь к тем лицам, которые приобрели упомянутые выше доли в акционерном капитале, после того, как изменения вступили в силу. То есть после 1 июля 2006 года. А что делать компаниям, которые на упомянутую дату уже обладали такими пакетами ценных бумаг? Для ответа на этот вопрос законодатели предусмотрели специальные переходные положения. Суть их состоит в том, что акционеры, которые на дату вступления поправок в силу (1 июля 2006 года) владели более чем 95 процентами голосующих акций АО, обязаны выкупить их у миноритариев согласно особым, правилам, установленным в статье 7 закона № 7-ФЗ. Очевидно, что существовавшим на момент принятия закона № 7-ФЗ владельцам крупных пакетов акций выгодны данные положения. Как минимум они позволяют избавиться от неурядиц, которые способны доставить мелкие акционеры (гринмэйл и т.п.), не говоря уже о возможности сконцентрировать в своих руках все бразды правления подконтрольными активами. С другой стороны миноритарии также получили дополнительные возможности по выгодной цене избавиться от малополезных активов. …но чиновники не дают ими пользоватьсяНа то чтобы акционеры могли реализовать эту возможность, законодатели отвели один год, с момента, когда вступят в силу поправки к закону об оценочной деятельности (внесены Фдеральным законом от 27.07.06 №157-ФЗ, вступили в силу с 1 августа 2006 года). Как видите 1 августа этого года истек срок, до которого было возможно реализовать, законоположения, выгодные крупным акционерам. Но возможности сделать этого с соблюдением всех формальностей за целый год так и не представилось. Причина кроется в отрасли законодательства, казалось бы довольно далекой от акционерного права. И, тем не менее, именно недоработки в законе, регулирующем оценочную деятельность, по сути, блокировали, действие норм, которые касаются большей части крупных игроков рынка долевых ценных бумаг.Проблемы возникли с определением цены, по которой следует выкупать акции. Дело тут вот в чем. В поправках записано, что эта цена не должна быть ниже:- средневзвешенной биржевай цены, за шесть месяцев, до направления требования о выкупе ценных бумаг;- наибольшей цены, по которой мажоритарий или его аффилированные лица приобрели либо обязывались приобрести соответствующие ценные бумаги в течение шести месяцев до направления требования о выкупе ценных бумаг.- стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной саморегулируемой организацией оценщиков.Корень проблемы кроется в последнем условии. В поправках записано, что саморегулируемая организация должна подтвердить цену выкупа в порядке, который увтерждает орган власти, регулирующий оценочную деятельность (Минэкономразвития). Этот порядок Минэкономразвития утвердило (приказ от 29.09.06 № 303). Но осталось еще одно условие: упомянутое ведомство должно было утвердить требования и порядок отбора организаций оценщиков, которым можно доверить проводить такую экспертизу. Избранных должны были включить в специальный «единый государственный реестр». Эти правила корреспондируют с поправками, которые Федеральный закон от 27.07.06 № 157-ФЗ внес в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ). Они заменили лицензирование оценочной деятельности на членство оценочных компаний в саморегулируемых организациях оценщиков. Такие организации по замыслу законотворцев должны заменить непосредственный лицензионный контроль за оценщиками со стороны государства. Вместо этого предполагалось, что прямым регулированием оценочной деятельности займутся организации оценщиков. А государству останется лишь вести реестр таких организаций. Порядок ведения этого реестра должно было разработать Минэкономразвития. Именно на этот порядок ссылались интересующие нас переходные положения.Несмотря на то, что изменения в закон об оценочной деятельности вступили в силу год назад, Минэкономразвития все еще не утвердила порядка ведения реестра и поэтому этого списка не существует как такового. А, кроме того, Правительство РФ так и не утвердило ведомство, которое должно заняться ведением этого реестра (ст. 19 закона об оценочной деятельности). А раз нет реестра, значит нет и организаций оценщиков, виза которых могла бы придать должную силу заключению оценщика. Заметим, что привлекать оценщиков при выкупе по переходным правилам обязательно в любом случае (п.7 ст. 7 Закона № 7-ФЗ). В то время как при «штатном» выкупе, предусмотренном поправками, это необходимо делать лишь, если акции не обращаются на бирже (или обращаются там меньше шести месяцев). Суды: проволочки чиновников не должны вредить интересам компанийФедеральная служба по финансовым рынкам изложила свое видение проблемы в письме от 18.01.07 № 07-ОВ-03/902. Оно состоит в том, что в связи с отсутствием в госреестра саморегулируемых организаций оценщиков, а также органа, уполномоченного на ведение этого реестра, действия по выкупу акций (направление уведомлений и требований) следует считать незаконными, а их результаты могут быть оспорены в судебном порядке. Именно поэтому многие компании до сих пор ломают голову – как оформить выкуп миноритарных пакетов акций? Как мы отметили выше сейчас ситуация еще больше усугубилась. Ведь формально срок, в течение которого нужно было выкупить акции, уже прошел.Мы считаем, что истечение годичного срока на выкуп акций не может лишить акционеров права на выкуп акций. И для такого вывода есть веские основания. Нерасторопность чиновников далеко не первый раз становится преградой для реализации прав компаний. Например аналогичная ситуация сложилась с применением норм естественной убыли в связи с введением в Налоговый кодекс главы 25 «Налог на прибыль организаций». Положения этой главы предусмотрели, что расходы на потери в пределах норм естественной убыли можно учитывать в порядке, который Правительство РФ должно установить в соответствии с этой главой. Правительство утвердило порядок установления норм (постановление от 12.11.02 № 814), а сами нормы должны были определять профильные ведомства. Стоит ли говорить, что некоторые нормы согласно упомянутому порядку не утверждены и по сей день? Поэтому компании продолжили пользоваться старыми нормами, убыли, многие из которых были утверждены еще в СССР. Разумеется, налоговики стали настаивать на формальном подходе. Мол, пока не утвердят нормы согласно вновь заведенному порядку расходы учитывать вообще нельзя. Однако позиция судей была единодушна: нерасторопность чиновников не должна препятствовать реализации прав компаний (например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.07.05 № А28-24584/2004-982/23). Вынося такие решения арбитры ссылались на позицию Конституционного суда, изложенную в от постановлении от 12.10.98 № 24-П и определении от 04.03.99 № 36-О.В итоге законодателям пришлось изменить положения главы 25 НК РФ и прямо в ней прописать, что до утверждения новых норм, можно пользоваться старыми (ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ)Полагаем, что подобная судьба ждет и пропущенный чиновниками годичный срок на то, чтобы завести реестр организаций оценщиков. Как оформить выкуп уже сейчас?Но если у вас нет времени ждать, когда судебная система нейтрализует очередной препон, уготованный компаниям нерадивыми чиновниками, бюрократическую преграду можно обойти. Например, раздробить крупный пакет акций на несколько более мелких пакетов, собственниками которых становятся лица, формально не являющиеся аффилироваными. После чего, любое из указанных лиц начинает процедуру выкупа акций по правилам, установленными ст. 84.1 и 84.2 Закона, т.е. по цене, подтвержденной отчетом оценщика. Одобрения отчета саморегулируемой организацией оценщиков в данном случае не требуется.После того, как один из вновь возникших акционеров объявляет о своем намерении приобрести акции, на такое предложение откликнутся все остальные лица, между которыми был разделен первоначальный крупный пакет. После сосредоточения 95% акций в руках одного лица, процедура выкупа акций происходит, по общим нормам ст. 84.8 Закона, которыми предусмотрено, что цена выкупаемых акций подтверждается отчетом оценщика, без проведения его экспертизы.